В АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» состоялся традиционный туристический слёт среди коллективов предприятий компании. Победителями на этот раз стали любители спортивного ориентирования Петропавловской ТЭЦ-2, возглавляемые туристом с 33-летним стажем Александром Васильевичем Трушниковым. Не умаляя заслуг команды в целом, отметим, что знания и опыт Александра Васильевича сильно помогли туристам теплоэлектроцентрали одолеть отнюдь не слабых соперников из ТОО «Севказэнергосбыт» и АО «Северо-Казахстанская РЭК». Последние, к слову, заняли второе и третье места соответственно. Об увлечении туризмом, который стал, по сути, образом жизни Александра Васильевича, мы поговорили с ним лично.

Александр Васильевич — коренной североказахстанец, родился в Северном посёлке Петропавловска. Родители работали на заводе им. Ленина. В семье Трушниковых было трое детей, Александр — самый младший. Окончив механический техникум по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», в 1981 году герой нашей публикации призвался в армию, в вертолётный полк. Окончил службу в Херсоне. Сразу после армии устроился на завод им. Ленина прибористом, где трудился до 1995 года, пока предприятие не закрылось. Затем Александр Васильевич пришёл на Петропавловскую ТЭЦ-2. Сначала также устроился прибористом, через некоторое время стал мастером автоматики, а затем — старшим мастером. Сейчас он — инженер цеха тепловой автоматики и измерений станции. Его дело — электроника, ремонт старого и нового оборудования.

— Как появилась любовь к туризму? С чего всё началось?

— До службы я занимался конькобежным спортом. А на заводе, куда я прибыл молодым специалистом, был активно развит пешеходный туризм. Коллеги увлекли. Замечу, что при каждом предприятии Петропавловска в то время существовали туристические команды. Летом все с удовольствием участвовали в туристических слётах, зимой — дружно отправлялись на турбазы, вставали на лыжи. На заводе им. Куйбышева были сильные водники, которые ходили на сплав, работники завода им. Кирова специализировались на спортивном ориентировании на местности, а мы, ребята с завода им. Ленина, были универсалами — кроме прочего любили и в горы ходить. И если тогда, во времена расцвета туризма, на туристический слёт «слеталось» команд по двадцать только с одного предприятия, то сейчас хоть бы команды три набралось. Туризм объединяет единомышленников, а ещё туризм всесторонне развивает: здесь и с картой нужно уметь работать, и физически быть подготовленным — ходить по горам с тяжёлыми рюкзаками, справляться с любыми климатическими условиями, а ещё знать и уметь применять снаряжение, и проявлять себя творчески в конкурсах художественной самодеятельности. В общем, туризм — это не просто увлечение, это образ жизни, интересный и захватывающий. Жаль, что сейчас он не так популярен.

— Александр Васильевич, расскажите, в какие края вас заводили туристические тропы?

— Раньше устраивались так называемые туриады. Туризм активно пропагандировался. После турслёта проводились обучающие семинары, а затем все отправлялись в поход, к примеру, в Западный Тянь-Шань (Алямское кольцо). Также ходили в лыжные походы на Урал. Ходили и на Алтай, и в Сибирь. Конечно, запомнился самый первый турпоход на Тянь-Шань, первые сложные перевалы, красивая природа... Временами приходилось несладко. Раз в Северном Тянь-Шане на горе Дружбы на высоте четыре тысячи метров нужно было пройти по перевалу с одного «плеча» на другое по тонкому гребешку — один склон 60 градусов, другой — вообще вертикалка. А тут ещё и ветер шквальный. Но ничего, справились. Потом уже в полной темноте спускались по отвесной стене высотой две тысячи метров. Для понимания — все туробъекты в зависимости от сложности прохождения и исполнения тех или иных элементов классифицируются по пятибалльной шкале. Случалось брать и «пятёрку». Это было на Алтае: 250 км, 22 ходовых дня. С России зашли, в Казахстане вышли — весь Алтай вдоль и поперёк, вокруг Белухи. Это был один из самых тяжёлых и трудных походов на моей памяти. Ходили и на Эльбрус. Конечно, есть ещё много мест, где хотелось бы побывать: Карелия, Западный Саян, Северный Байкал. Но пока что это только планы.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать профессиональным туристом?

— Во-первых, нужно иметь желание этим заниматься. Но не всегда всё зависит только от желания человека. Туризм требует времени, немалых средств, специальной подготовки. Сейчас очень много разного снаряжения, которое дорого стоит. Остались, конечно, энтузиасты, которые несмотря ни на что хотя бы раз в год выбираются в поход, подкопив средства, собрав группу. Ведь немаловажен и организационный момент — людей нужно найти, собрать. За год разрабатывается маршрут похода, согласовывается с участниками. К примеру, год назад я и два моих товарища ходили на Памир, на Пик Ленина. Его высота — 7 131 метр, мы же покорили высоту 6 148 метров. Там мы провели около 20 дней. Некоторое время понадобилось на адаптацию. Высокогорье как-никак. Чтобы не случилось «горняжки» из-за дефицита кислорода, необходимо, чтобы организм адаптировался. Путёвка обошлась нам в 400 долларов, плюс дорога, и ещё кое-какие средства понадобились на еду.

— Ежегодно в АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» проводятся туристические слёты среди работников предприятий. В этом году команда Петропавловской ТЭЦ-2 во главе с вами оказалась сильнее своих оппонентов. Легко ли далась победа?

— Победили, потому что готовились. Целых три недели перед слётом выезжали на Ишим, отработали переправу, спуск и подъём, топознаки. Сплотились, что немаловажно. Также подготовили выступление в оригинальном жанре. Молодёжь подобралась спортивная, я всего лишь помог в технических моментах — с ориентированием, работой по компасу. По времени выиграли, по штрафам тоже оказались лучшими, бивак подготовили, сделали неплохую стенгазету. В целом, выступили, я считаю, неплохо.

— Спасибо за увлекательную беседу, Александр Васильевич!