Работа в диспетчерской службе предприятия электрических сетей — одна из самых ответственных. От диспетчеров напрямую зависит не только повседневная деятельность предприятия, но и успешное проведение ремонтов и реконструкции линий электропередачи и другого электросетевого оборудования. И, конечно же, главной задачей оперативного персонала является стабильное и бесперебойное электроснабжение потребителей. В АО «Северо-Казахстанская РЭК» центральную диспетчерскую службу возглавляет опытный энергетик, человек, который «лично знаком» с каждой подстанцией и с каждой линией электропередачи в области, Николай Владимирович Копачинский. Руководитель «оперативников» в энергетике при встрече рассказал много интересного как о себе, так и о работе службы.

Родом Николай Владимирович из Украины. Родился в с. Большевик, что на южном побережье Чёрного моря. После окончания школы работал на приборостроительном заводе «Сокол» слесарем КИП (контрольно-измерительных приборов). Начинал с ученика и в начале своего трудового пути уже имел 5-й разряд. Отслужив в армии, поступил в приборостроительный техникум в г. Новая Каховка, который окончил со специальностью «Радиотехника». Тогда же женился. Супруга была из Петропавловска, и позже чета переехала в Северный Казахстан, где Николай Владимирович устроился на работу в трест «Союзцелинвод» инженером связи. После, до 1994 года, трудился инженером связи в УВД г. Петропавловска. На предприятие электрических сетей устроился по объявлению в газете — требовался инженер по эксплуатации приборов учёта. Позже, в 1998 году, Николай Владимирович возглавил службу эксплуатации приборов учёта.

«Пришёл работать в электролабораторию службы релейной защиты. Оборудование было уже знакомо, поэтому трудился по профилю — занимался ремонтом, установкой и эксплуатацией измерительных приборов (счётчиков, щитовых приборов на подстанциях). До этого, кстати, видел подстанции только со стороны. А здесь пришлось разбираться, вникать. Постоянно ездил по области, и зимой, как говорится, и летом. Как раз в то время, в 1994-1996 гг., началась приёмка раздельного учёта электроэнергии после развала совхозов и колхозов. Так я познакомился с оборудованием, что в дальнейшем мне пригодилось в деятельности диспетчера, да и сейчас сильно помогает в должности начальника ЦДС. Я визуально знаю, куда какая линия ведёт, где находится подстанция, помню, какое на ней установлено оборудование», — рассказывает Николай Владимирович.

В 2009 году Николай Владимирович, почувствовав, что продолжительная работа на одном месте мешает профессиональному росту, по собственной инициативе перешёл в диспетчерскую службу простым диспетчером.

«После 11 лет в службе эксплуатации приборов учёта захотелось перемен. Конечно, потерял в окладе, но зато было интересно. Работа диспетчера, несмотря на обилие регламентирующих документов и инструкций, которым нужно неукоснительно следовать, в то же время оставляет место и свободе принятия решений, возможности отвечать за свои действия самому», — делится впечатлениями Николай Владимирович.

Тогда же, в 2009 году, Николая Владимировича перевели на должность старшего диспетчера. А в 2014 году опытный специалист стал начальником центральной диспетчерской службы АО «Северо-Казахстанская РЭК».

В двух словах Николай Владимирович поведал, как работает центральная диспетчерская служба. У диспетчера есть две основные задачи при наличии множества функций: это правильная эксплуатация оборудования и его безаварийная работа. Все необходимые переключения, которые ведёт диспетчер, нужно делать правильно и в соответствии с установленным режимом согласно заявкам по выводу оборудования в ремонт, а также согласно инструкциям. Функций у диспетчера — множество. Это и допуск бригад, и выдача распоряжений, и координация действий бригад электромонтёров, и возвращение схемы электроснабжения в исходное состояние после ремонта, а также многое-многое другое.

Совсем другое дело, когда возникают аварийные ситуации, когда всему персоналу центральной диспетчерской службы приходится работать в режиме повышенной готовности.

«В моей практике таких ситуаций было несколько. Но самый сложный случай произошёл в ноябре 2014 года. Тогда на участке протяжённостью 200 км от ТЭЦ-2 до подстанции Юбилейной было зафиксировано одновременно пять повреждений на двух цепях линии электропередачи. Прошёл мокрый снег, после которого резко похолодало до —15 градусов. Усилился боковой ветер, и обледенелая линия порвалась одновременно в пяти местах. Последствия были плачевными — полностью встала железная дорога. На устранение технологического нарушения потратили 19 часов. Откуда только не звонили: и из Москвы, и из министерства, и из правоохранительных органов. Конечно, понять людей можно, поезда стоят, организации терпят убытки, пассажиры нервничают. Но от аварийных ситуаций никто не застрахован. После происшествия у нас работала специальная комиссия, которая установила, что все действия диспетчеров были верными и никаких претензий к нам быть не может», — вспоминает Николай Владимирович.

Рассказал Николай Владимирович и о том, какими качествами нужно обладать, какое необходимо иметь образование, чтобы заниматься оперативной работой на предприятии электрических сетей.

«Образование должно быть не ниже среднего, приветствуется высшее. Немаловажным является и визуальное знание сетей, чтобы человек некоторое время отработал с оборудованием, поездил по районам. Профессии диспетчера мы обучаем здесь, в ЦДС. На это уходит полгода. Претендент за это время должен выучить все инструкции. Затем будущий диспетчер проходит стажировку: его возят на крупные подстанции, в районные диспетчерские службы для обмена опытом и знакомства с нижестоящим оперативным персоналом. Кроме того, ежегодно все диспетчеры выезжают на техническую учёбу в РЭСы, поскольку за время стажировки со всеми подразделениями познакомиться просто невозможно», — объяснил Николай Владимирович.

В подчинении у Николая Владимировича 15 человек только в ЦДС. В каждом подразделении РЭСов, коих всего 12, ещё минимум по пять диспетчеров. Плюс к тому ЦДС работает не только с персоналом АО «Северо-Казахстанская РЭК», но и с другими операторами электрической энергии и предприятиями.

«Коллектив у нас в последнее время омолодился. Ребята хорошие, дружные. Поздравляю своих коллег с Днём энергетика, и самое главное, чего хочу пожелать — безаварийной работы. Чтобы смены проходили спокойно, без напряжения. Конечно же, всем крепкого здоровья и благополучия в семьях. Ещё желаю, чтобы тот труд, который выполняется нашими работниками, всеми энергетиками компании, соответственно вознаграждался по результатам работы. Успехов в труде и счастья в личной жизни! С праздником!», — обратился к энергетикам Николай Владимирович.